Хронология воспринятия обществом людей с множественной личностью.1640-е — 1880-е
Период теории магнетического сомнамбулизма как объяснения множественной личности.
1784 — Маркиз де Пюисегюр, ученик Франца Антона Месмера, при помощи магнетических техник вводит своего работника Виктора Раса (Victor Race) в некое сомнамбулическое состояние: Виктор проявил способность бодрствовать во время сна. По пробуждении он оказывается неспособен вспомнить того, что делал в изменённом состоянии сознания, тогда как в последнем он сохранял полную осведомлённость о событиях, случавшихся с ним и в обычном состоянии сознания, и в изменённом. Пюисегюр приходит к мнению, что данный феномен схож с сомнамбулизмом, и называет его «магнетическим сомнамбулизмом».
1791 — Эберхард Гмелин описывает случай «меняющейся личности» у 21-летней немецкой девушки. У неё проявлялась вторая личность, говорившая на французском языке и утверждавшая, что является французской аристократкой. Гмелин увидел сходство между подобным феноменом и магнетическим сном и посчитал, что подобные случаи могут помочь в понимании формирования личности.
1816 — в журнале «Medical Repository» описан случай Мэри Рейнольдс, имевшей «дуальную личность».
1838 — Чарльз Деспин описывает случай дуальной личности у Эстеллы, 11-летней девочки.
1876 — Эжен Азам описывает случай дуальной личности у молодой французской девушки, которую он называл Фелида Икс. Он объясняет феномен множественной личности при помощи концепции гипнотических состояний, получившей распространение в тот период во Франции.
1880-е — 1950-е
Введение концепции диссоциации и того, что человек может иметь несколько психических центров, возникающих, когда психика пытается взаимодействовать с травматическим опытом.
1888 — Врачи Буррю (Bourru) и Бюрро (Burrot) публикуют книгу «Вариации личности» (Variations de la personnalité, в которой описывают случай Луи Виве (Louis Vivé, имевшего шесть различных личностей, у каждой из которой были собственные паттерны мышечных сокращений и индивидуальные воспоминания. Воспоминания каждой личности были жёстко привязаны к определённому периоду жизни Луи. В качестве лечения врачи использовали гипнотическую регрессию в эти периоды; они рассматривали личности этого пациента как последовательные вариации одной личности. Другой исследователь, Пьер Жане, ввёл концепцию «диссоциации» и предположил, что эти личности являлись сосуществующими психическими центрами в рамках одного индивида.
1899 — Опубликована книга Теодора Флурнуа «Из Индии на планету Марс: Случай сомнамбулизма с вымышленными языками» (Des Indes à la Planète Mars: Etude sur un cas de somnambulisme avec glossolalie).
1906 — В книге Мортона Принса «Диссоциация личности» (The Dissociation of a Personality) описывается случай пациентки с множественной личности Клары Нортон Фаулер, также известной как мисс Кристин Бешам. В качестве лечения Принс предполагал объединить две личности Бешам, а третью вытеснить в подсознание.
1908 — Г. Г. Эверс публикует рассказ «Смерть барона фон Фридель», который первоначально носил название «Второе Я». В рассказе речь идёт о расщеплении сознания на мужскую и женскую составляющую. Оба компонента поочерёдно завладевают личностью и, в конце концов, вступают в непримиримый спор. Барон застрелился, а в заключении рассказа сказано: «Разумеется, о самоубийстве здесь не может быть и речи. Скорее так: он, барон Езус Мария фон Фридель, застрелил баронессу Езус Мария фон Фридель; или же наоборот — она убила его. Этого я не знаю. Хотелось убить — он или она — но не себя самоё, то другое хотелось убить. Так и вышло».
1915 — Уолтер Франклин Принс публикует историю пациентки Дорис Фишер — «Случай множественной личности Дорис» (The Doris Case of Multiple Personality). У Дорис Фишер было пять личностей. Два года спустя им издан отчёт о экспериментах, выполненных с участием Фишер и других её личностей.
1943 — Стенгел утверждает, что состояние множественной личности более не встречается.
Введение концепции диссоциации и того, что человек может иметь несколько психических центров, возникающих, когда психика пытается взаимодействовать с травматическим опытом.
1888 — Врачи Буррю (Bourru) и Бюрро (Burrot) публикуют книгу «Вариации личности» (Variations de la personnalité, в которой описывают случай Луи Виве (Louis Vivé, имевшего шесть различных личностей, у каждой из которой были собственные паттерны мышечных сокращений и индивидуальные воспоминания. Воспоминания каждой личности были жёстко привязаны к определённому периоду жизни Луи. В качестве лечения врачи использовали гипнотическую регрессию в эти периоды; они рассматривали личности этого пациента как последовательные вариации одной личности. Другой исследователь, Пьер Жане, ввёл концепцию «диссоциации» и предположил, что эти личности являлись сосуществующими психическими центрами в рамках одного индивида.
1899 — Опубликована книга Теодора Флурнуа «Из Индии на планету Марс: Случай сомнамбулизма с вымышленными языками» (Des Indes à la Planète Mars: Etude sur un cas de somnambulisme avec glossolalie).
1906 — В книге Мортона Принса «Диссоциация личности» (The Dissociation of a Personality) описывается случай пациентки с множественной личности Клары Нортон Фаулер, также известной как мисс Кристин Бешам. В качестве лечения Принс предполагал объединить две личности Бешам, а третью вытеснить в подсознание.
1908 — Г. Г. Эверс публикует рассказ «Смерть барона фон Фридель», который первоначально носил название «Второе Я». В рассказе речь идёт о расщеплении сознания на мужскую и женскую составляющую. Оба компонента поочерёдно завладевают личностью и, в конце концов, вступают в непримиримый спор. Барон застрелился, а в заключении рассказа сказано: «Разумеется, о самоубийстве здесь не может быть и речи. Скорее так: он, барон Езус Мария фон Фридель, застрелил баронессу Езус Мария фон Фридель; или же наоборот — она убила его. Этого я не знаю. Хотелось убить — он или она — но не себя самоё, то другое хотелось убить. Так и вышло».
1915 — Уолтер Франклин Принс публикует историю пациентки Дорис Фишер — «Случай множественной личности Дорис» (The Doris Case of Multiple Personality). У Дорис Фишер было пять личностей. Два года спустя им издан отчёт о экспериментах, выполненных с участием Фишер и других её личностей.
1943 — Стенгел утверждает, что состояние множественной личности более не встречается.
После 1950-х
1954 — Публикуется книга Тигпен и Клекли «Три лица Евы» (The Three Faces of Eve) по мотивам истории психотерапии с участием Крис Костнер-Сайзмор — пациентки со множественной личностью. Выход данной книги всколыхнул интерес общей публики к природе феномена множественной личности[8].
1957 — Экранизация книги «The Three Faces of Eve» с участием Джоанн Вудворд.
1973 — Публикация книги-бестселлера Флоры Шрайбер «Сивилла» (Sybil), повествующей историю Ширли Мэйсон (в книге — Сивилла Дорсетт).
1976 — Телевизионная экранизация «Сибил» (Sybil), в главной роли — Сэлли Филд.
1977 — Крис Костнер-Сайзмор (англ.) издаёт автобиографию «Я Ева» (I’m Eve), в которой утверждает, что книга Тигпен и Клекли неверно интерпретировала историю её жизни.
1980 — Публикация книги «Мишель помнит» (Michelle Remembers), написанной в соавторстве психиатром Лоуренсом Паздером и Мишель Смит — пациентки со множественной личностью.
1981 — Дэниел Киз публикует книгу «Множественные умы Билли Миллигана (The Minds of Billy Milligan)», основанную на широком материале интервью с Билли Миллиганом и его психотерапевтом.
1981 — Публикация книги Трудди Чейз (англ.) «When Rabbit Howls».
1994 — Публикация в Японии второй книги Дэниела Киза о Билли Миллигане под названием «Milligan Wars»
1995 — Запуск веб-сайта «Astraea’s Web» — первого интернет-ресурса, посвящённого признанию множественной личности как здорового состояния.
1998 — Публикация статьи Джоан Акокеллы «Creating Hysteria» в «New Yorker», описывающей излишества психотерапии множественной личности.
1999 — Публикация книги Кэмерон Уэст «First Person Plural: My Life as a Multiple».
2005 — Публикуется автобиография Роберта Окснэма «Расщеплённый разум» (A Fractured Mind).
Примеры.Один из самых известных «хрестоматийных» случаев раздвоения личности – история мисс Бьючемп. В этой девушке было четыре отдельных «Я», совершенно отличных друг от друга - по состоянию здоровья, уровню знаний и характеру воспоминаний.
Д-р Мортон Принс, исследовавший этот феномен, отмечал, что третья личность мисс Бьючемп называла себя Салли и заявляла, что является духом. Она доминировала над остальными и умела их гипнотизировать, порой подвергая безжалостным мучениям.
Бывало, правда, что она просто «резвилась», подкладывая в коробки жаб или пауков, чтобы «другая» мисс Бьючемп, открыв такую коробку, просто зашлась в истерике - от испуга и полной неожиданности.
Впрочем, Салли могла выкинуть что-нибудь и «покруче»: уехать, например, последним ночным автобусом за город, выйти на последней остановке и оставить там первую «Я», которой после этого приходилось возвращаться в город пешком.
Особенно же Салли недолюбливала четвёртую мисс Бьючемп, постоянно третируя её всеми возможными способами.
Когда д-р Принс попытался применить сеансы гипноза, чтобы методом внушения интегрировать всех четырёх особ в одну цельную личность, самой неподатливой из всех оказалась именно Салли: она продолжала твердить, что является духом, а потому ни с кем объединяться не может и останется независимой.
Доктору пришлось сменить тактику: он стал заниматься одной Салли – убеждать, увещевать, ублажать, уговаривать её, чтобы оставила в покое трёх остальных. В конце концов, это удалось: Салли покинула тело мисс Бьючемп, после чего три остальных её «я» благополучно «спаялись» воедино. Кстати, этому помог применявшийся врачом гипноз.
Другой удивительный и очень давний случай связан с именем Дорис Фишер. В ней было пять отдельных «я», известных как «Истинная Дорис», «Больная Дорис», «Спящая Дорис», «Маргарет» и «Спящая Маргарет».
Самой независимой была «Маргарет». Она имела обыкновение что-нибудь украсть и подстроить всё так, чтобы обвинение неизбежно пало на «Истинную Дорис». Она прятала её книги, могла надеть её платье и прыгнуть в грязную вонючую речушку, она чесала тело до тех пор, пока не пойдёт кровь, но боль при этом ощущала именно (и только!) «Истинная Дорис».
Всё это продолжалось годами. Лечивший девушку врач Уолтер Франклин Принс пришёл к выводу, что на «проекции из подсознательного» это не совсем похоже: скорее всего, тут замешана некая чуждая «нефизическая» сущность извне, которая «захватила власть» над собственным «я» Дорис Фишер и от которой надо избавляться каким-то нестандартным способом.
Доктор обратился за помощью к Джеймсу Хислопу, тогдашнему профессору логики и этики при Колумбийском университете, изучавшему такие явления, как истерия, раздвоение личности и т.п. В конце концов, отчаявшиеся учёные были вынуждены прибегнуть к помощи медиума, и всё завершилось благополучно: Дорис Фишер стала «монопольной владелицей» собственного тела.
Не только народная молва, но и история психиатрии даёт богатый материал для изучения этого феномена - множественности «я». В одной и той же физической оболочке, т.е. в одном человеческом теле, сосуществуют два, три, пять и более ментальных двойников. Они могут «сожительствовать» годами, десятилетиями, а то и всю жизнь. Поочерёдно происходит «смена власти», и один из конкурентов как бы захватывает господство над телом – на несколько часов, дней, а то и месяцев.
Спустя какой-то период времени случается нечто вроде кратковременного обморока, который не всегда даже замечают, и человек вдруг становится совершенно другой личностью - с другим характером, другими интересами, другими привязанностями. Впрочем, зачастую он и не знает, что минуту назад был другим, т.е. даже и не подозревает о существовании в себе нескольких «двойников».
Одно «я» может не ведать о том, каким образом в другое время ведёт себя второе (или третье) «я» и что оно вытворяет. Иногда, конечно, бывает и так, что по каким-то косвенным признакам, по рассказам родственников или знакомых один «двойник» догадывается или даже прекрасно осведомлён о других своих «соседях», но воспринимает их не как разные проявления своего же «я», а как отдельных, независимых людей: знает их имена, характер, привычки, симпатии и антипатии. Как мы уже видели на ряде примеров, между собой такие ментальные двойники могут дружить, а могут быть настроены друг к другу недоброжелательно или даже враждебно.
1954 — Публикуется книга Тигпен и Клекли «Три лица Евы» (The Three Faces of Eve) по мотивам истории психотерапии с участием Крис Костнер-Сайзмор — пациентки со множественной личностью. Выход данной книги всколыхнул интерес общей публики к природе феномена множественной личности[8].
1957 — Экранизация книги «The Three Faces of Eve» с участием Джоанн Вудворд.
1973 — Публикация книги-бестселлера Флоры Шрайбер «Сивилла» (Sybil), повествующей историю Ширли Мэйсон (в книге — Сивилла Дорсетт).
1976 — Телевизионная экранизация «Сибил» (Sybil), в главной роли — Сэлли Филд.
1977 — Крис Костнер-Сайзмор (англ.) издаёт автобиографию «Я Ева» (I’m Eve), в которой утверждает, что книга Тигпен и Клекли неверно интерпретировала историю её жизни.
1980 — Публикация книги «Мишель помнит» (Michelle Remembers), написанной в соавторстве психиатром Лоуренсом Паздером и Мишель Смит — пациентки со множественной личностью.
1981 — Дэниел Киз публикует книгу «Множественные умы Билли Миллигана (The Minds of Billy Milligan)», основанную на широком материале интервью с Билли Миллиганом и его психотерапевтом.
1981 — Публикация книги Трудди Чейз (англ.) «When Rabbit Howls».
1994 — Публикация в Японии второй книги Дэниела Киза о Билли Миллигане под названием «Milligan Wars»
1995 — Запуск веб-сайта «Astraea’s Web» — первого интернет-ресурса, посвящённого признанию множественной личности как здорового состояния.
1998 — Публикация статьи Джоан Акокеллы «Creating Hysteria» в «New Yorker», описывающей излишества психотерапии множественной личности.
1999 — Публикация книги Кэмерон Уэст «First Person Plural: My Life as a Multiple».
2005 — Публикуется автобиография Роберта Окснэма «Расщеплённый разум» (A Fractured Mind).
Примеры.Один из самых известных «хрестоматийных» случаев раздвоения личности – история мисс Бьючемп. В этой девушке было четыре отдельных «Я», совершенно отличных друг от друга - по состоянию здоровья, уровню знаний и характеру воспоминаний.
Д-р Мортон Принс, исследовавший этот феномен, отмечал, что третья личность мисс Бьючемп называла себя Салли и заявляла, что является духом. Она доминировала над остальными и умела их гипнотизировать, порой подвергая безжалостным мучениям.
Бывало, правда, что она просто «резвилась», подкладывая в коробки жаб или пауков, чтобы «другая» мисс Бьючемп, открыв такую коробку, просто зашлась в истерике - от испуга и полной неожиданности.
Впрочем, Салли могла выкинуть что-нибудь и «покруче»: уехать, например, последним ночным автобусом за город, выйти на последней остановке и оставить там первую «Я», которой после этого приходилось возвращаться в город пешком.
Особенно же Салли недолюбливала четвёртую мисс Бьючемп, постоянно третируя её всеми возможными способами.
Когда д-р Принс попытался применить сеансы гипноза, чтобы методом внушения интегрировать всех четырёх особ в одну цельную личность, самой неподатливой из всех оказалась именно Салли: она продолжала твердить, что является духом, а потому ни с кем объединяться не может и останется независимой.
Доктору пришлось сменить тактику: он стал заниматься одной Салли – убеждать, увещевать, ублажать, уговаривать её, чтобы оставила в покое трёх остальных. В конце концов, это удалось: Салли покинула тело мисс Бьючемп, после чего три остальных её «я» благополучно «спаялись» воедино. Кстати, этому помог применявшийся врачом гипноз.
Другой удивительный и очень давний случай связан с именем Дорис Фишер. В ней было пять отдельных «я», известных как «Истинная Дорис», «Больная Дорис», «Спящая Дорис», «Маргарет» и «Спящая Маргарет».
Самой независимой была «Маргарет». Она имела обыкновение что-нибудь украсть и подстроить всё так, чтобы обвинение неизбежно пало на «Истинную Дорис». Она прятала её книги, могла надеть её платье и прыгнуть в грязную вонючую речушку, она чесала тело до тех пор, пока не пойдёт кровь, но боль при этом ощущала именно (и только!) «Истинная Дорис».
Всё это продолжалось годами. Лечивший девушку врач Уолтер Франклин Принс пришёл к выводу, что на «проекции из подсознательного» это не совсем похоже: скорее всего, тут замешана некая чуждая «нефизическая» сущность извне, которая «захватила власть» над собственным «я» Дорис Фишер и от которой надо избавляться каким-то нестандартным способом.
Доктор обратился за помощью к Джеймсу Хислопу, тогдашнему профессору логики и этики при Колумбийском университете, изучавшему такие явления, как истерия, раздвоение личности и т.п. В конце концов, отчаявшиеся учёные были вынуждены прибегнуть к помощи медиума, и всё завершилось благополучно: Дорис Фишер стала «монопольной владелицей» собственного тела.
Не только народная молва, но и история психиатрии даёт богатый материал для изучения этого феномена - множественности «я». В одной и той же физической оболочке, т.е. в одном человеческом теле, сосуществуют два, три, пять и более ментальных двойников. Они могут «сожительствовать» годами, десятилетиями, а то и всю жизнь. Поочерёдно происходит «смена власти», и один из конкурентов как бы захватывает господство над телом – на несколько часов, дней, а то и месяцев.
Спустя какой-то период времени случается нечто вроде кратковременного обморока, который не всегда даже замечают, и человек вдруг становится совершенно другой личностью - с другим характером, другими интересами, другими привязанностями. Впрочем, зачастую он и не знает, что минуту назад был другим, т.е. даже и не подозревает о существовании в себе нескольких «двойников».
Одно «я» может не ведать о том, каким образом в другое время ведёт себя второе (или третье) «я» и что оно вытворяет. Иногда, конечно, бывает и так, что по каким-то косвенным признакам, по рассказам родственников или знакомых один «двойник» догадывается или даже прекрасно осведомлён о других своих «соседях», но воспринимает их не как разные проявления своего же «я», а как отдельных, независимых людей: знает их имена, характер, привычки, симпатии и антипатии. Как мы уже видели на ряде примеров, между собой такие ментальные двойники могут дружить, а могут быть настроены друг к другу недоброжелательно или даже враждебно.